Недалеко от прекрасного горного озера Севан в Армении находится древнее село Норадуз (Норатус). И если озеро Севан уже давно и заслуженно признано жемчужиной природы, туристической достопримечательностью и брендом Армении, то село Норадуз незаслуженно обойдено широким вниманием. А ведь именно здесь, по мнению исследователей, находится и о самое большое в мире собрание армянских хачкаров и, возможно, вообще самое древнее армянское кладбище. Ведь самый древний хачкар на кладбище села Норадуз предположительно датирован V веком н.э. Вдумайтесь в этот возраст: 1600 лет! Ну, или на несколько сот лет меньше, если энтузиасты слегка ошиблись, что совершенно не делает Норадуз (Норатус) менее интересным или привлекательным для посещения.
Когда глядишь на это собрание хачкаров в армянском селе Норадуз, ассоциативно вспоминается очень русское, есенинское:
«И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду…»
После уничтожения кладбища древних хачкаров около города Джульфа (Джуга) на территории современного Азербайджана, на планете осталось не так много мест, где можно увидеть так много древних хачкаров, собранных в одной точке. Одно из таких незабываемых мест – село Норадуз в Армении недалеко от озера Севан.
Подобные хачкары, только в большем количестве, когда-то стояли и на берегу Аракса в Нахичеванской автономной республике на территории современного Азербайджана. Они были снесены совсем недавно – примерно, в период с 1998-го по 2005-ый год. История уничтожения древних хачкаров около города Джульфа (Джуга) трагична для всей мировой культуры.
Армянские источники утверждают: варварское уничтожение древних армянских хачкаров было связано с политическим конфликтом между Арменией и Азербайджаном, а также с поражением Азербайджана в Карабахской войне.
«Ещё в 1998 году организация ЮНЕСКО потребовала прекратить разрушение памятников в Джульфе… Директор Эрмитажа Пиотровский охарактеризовал произошедшее в Азербайджане как преступление… Британский представитель в Европарламенте Чарльз Таннок заявил: “Это похоже на разрушение Талибаном статуй Будды. Они забетонировали территорию и превратили её в военный лагерь”.»
Так или иначе, собрание древних хачкаров около города Джульфа (Джуга) утеряно безвозвратно, но, к счастью, остался Норадуз в Армении около озера Севан.
«Характерной особенностью большинства хачкаров является крест с солнечным диском под ним. Остальная часть камня украшена изображениями листьев, гроздьев винограда, гранатов или абстрактными узорами. Большинство хачкаров на кладбище Норадуз датировано XIII—XVII-м веками, самый древний же восходит к V-му веку. В центре селения сохранилась церковь Сурб Аствацацин, построенная в IХ веке. В ХIV веке она была разрушена персами, затем вновь была отстроена в ХV веке и вновь была разрушена Ленг Тимуром, сохранились лишь развалины церкви. На окраине Норадуза стоит небольшая крестово-купольная церковь Сурб Григор, возведенная в Х веке».
С хачкарами около села Норадуз связана древняя легенда:
«Как-то раз слуги доложили турецкому владыке Мелик-шаху, что в местечке Норадуз царь Гегам оплакивает гибель одного из своих воевод. С ним небольшая охрана и безоружные крестьяне. Гегам и вправду был на кладбище вместе с немногочисленным отрядом. К вечеру он узнал, что на него движется войско Мелик-шаха. Как быть? Отступить под покровом ночи? Или ввязаться в смертельную схватку?
Гегам не растерялся и решил применить военную хитрость: он приказал воинам снять с себя доспехи и надеть их на хачкары. А сам встал со своими людьми перед этими камнями. И вот из-за скалы выехали турецкие воины, и их взору представилась страшная картина на фоне надвигающейся ночи. На возвышении стояли грозные всадники во главе с царем Гегамом, а за их спинами – строгие ряды пеших воинов, которым не было видно ни конца, ни края. Так, приняв камни за воинов, турки обратились в бегство, а царь Гегам догнал и перебил их всех».
Есть и более красивая версия этой легенды, которую нам рассказали местные жители:
«Однажды один свирепый завоеватель (говорят, это был монголо-татарский хан) в своем военном походе дошел аж до самого села Норадуз в Армении. Жители села были малочисленны по сравнению с ордой завоевателей, и спастись без посторонней помощи было мало шансов. Тогда жители Норадуза обратились за помощью к умершим предкам. Они надели на древние хачкары одежды воинов и попросили о помощи. Стройными рядами стояло объединенное войско из живых людей и из хачкаров, когда свирепые завоеватели подошли к Норадузу. Увидев такое многочисленное войско, враги даже не подумали атаковать, а отошли и встали лагерем поодаль.
Враги полностью окружили и блокировали село, и через некоторое время прислали парламентера. Старейшины Норадуза понимали, что когда-нибудь их военная хитрость вскроется, и тогда жители села все погибнут. Самый уважаемый старейшина договорился с парламентерами, что завоеватели не тронут тех, кто укроется в древней часовне на кладбище села Норадуз. А остальные будут сами решать свою судьбу в единоборстве с врагами.
На следующий день враги ворвались в Норадуз. Жителей нигде не было. Тогда предводитель завоевателей отправился к древней каменной часовне на кладбище. Внутри сидел самый уважаемый старейшина. Он был один и молился. Говорят, что именно эту часовню вы можете видеть на фото ниже, но мы не уверены, что это она.
Куда подевались все жители из окруженного и блокированного села, никто не знает. Говорят, внизу была сеть подземных ходов, или ангелы их взяли на небо, или мертвые предки тайными тропами потустороннего мира вывели жителей из окружения. Старейшина сказал, что люди превратились в голубей и улетели…
Потрясенный предводитель завоевателей сел в часовне рядом со старейшиной и сказал: «Больше мы здесь не воюем. Мне еще многому надо научиться у этого народа!» Он остался в часовне вместе со старейшиной, и многие часы проводил в беседе с ним. А потом войско ушло насовсем, и больше они никогда с армянским народом не воевали. Так гласит легенда…»
Об истории и назначении хачкаров:
«Армяне укротили камень еще в незапамятные времена. Мастера обтесывали бесформенные глыбы, высекали на них святое знамение и окружали его тончайшим кружевом тысяч мелких узоров. О том, откуда начинается искусство крест-камней, каково было их предзназначение и почему они до сих пор не дают ученым покоя, рассказывает кандидат археологических наук Татьяна Варданесова»