Территория Одзуна богата разнообразными памятниками, относящимися к различным эпохам. В центре села находятся: «купольная базилика, надгробный монумент, два средневековых кладбища (с многочисленными хачкарами и надгробиями), на восточной окраине – церковь Циранавор-Цахкаванк, в 1,5 км юго-восточнее села – монастырь Оромайра. Самой ценной и значительной среди них является купольная базилика с впечатляющим объемно-пространственными формами, органичным слиянием со средой, благообразием художественного убранства силуэта. Церковь имеет вытянутый по оси восток-запад прямоугольный план, который помимо маленько зала, включает в себя охватывающую его с трех сторон наружную галерею с комнатой и открытой абсидой на продольных крыльях. Молельня – прямоугольный зал с заметной вытянутостью, двумя рядами пилонов он разделен на три нефа, средний из которых в восточной стороне завершается полукруглой абсидой, а боковые – двухэтажными прямоугольными приделами. Своими пропорциями она отличается почти от всех армянских памятников, построенных после V в., в том числе от однотипных церквей Гаяне, Мрена, Багавана, и приближается к трехнефным залам IV-V вв., Касаха, Ереруйка, Егварда, Аштарака. Одзунская церковь, подобно другим однотипным памятникам, имеет три входа, главный из которых, обусловленный композицией, ролью и целесообразностью подхода – западный. На стенах церкви, в частности, вокруг проемов и на куполонесущих пилонах имеются исполненные с большим мастерством рельефные и орнаментальные изображения, в стилистике и исполнении которых ощущаются присуще VI-VII вв. изящность и пластичность. Особенно впечатляет наличник западного портала с мотивом виноградной лозы и на вершине центральных окон со сложным синтезом рельефных и орнаментальных украшений. Церковь построена из чистотесанных камней местного светло-коричневого фельзита. О времени построение достоверных сведений не имеется. По архитектурной композиции, декоративному убранству и другим данным, соприкасающимися с хронологией, считается вероятным строительством церкви в конце VI в.
Церковь Одзуна с ее характерными композиционными особенностями непосредственно соприкасается с периодом становления армянской раннесредневековой архитектуры, получая важное значение для выявления историков истоков плановой и объемно-пространственной композицией типа купольной базилики, генетической связи, процесса развития базиликальных построек.
Надгробный монумент расположен в десяти метрах северо-западнее купольной базилики, несколько ниже ее. Главным фасадом, как это принято в христианской мемориальной архитектуре, он обращен на запад. Монумент увенчан богатым выразительным карнизом, представляющим собой пояс из подковообразных арочек, в нижней части окаймленный двухступенчатым рядом треугольных зубчиков. Выше карниза, из остатков, сохранившихся по оси пилонов, очевидно, что надгробный монумент первоначально имел верхнюю часть, по всей вероятности, с крылатыми крестами.
Церковь Циранавор – Цахкаванк (VI в.) – однонефный сводчатый зал с галереей. До нас дошла в полуразрушенном состоянии, сохранились только восточная и северная стены, частично и северная галерея. Молельный зал имеет четко выраженную вытянутость по оси восток-запад. Был покрыт полуцилиндрическом сводом без подпружных арок. Абсида, как в плане, так и в конховой части выделяется своей подковообразностью.
Галерея первоначально имела три арочных проема, деревянное односкатное покрытие и в восточной части заканчивалась открытой абсидой. Церковь Цирановор-Цахкаванк находится в тесной композиционной и хронологической связи с однотипными памятниками, расположенными на территории Лори.
Монастырь Оромайра был одним из знаменитых культовых центров средневековой Армении. В армянской историографии упоминается с VIIIв. Свое название получил по причине халкидонитского вероисповедания. Состоит из двух групп памятников – одна расположена под высокой скалой на левом склоне Дебедского ущелья, другая – на плоскогорье у края обрыва. Главную церковь первой группы – однонефную сводчатую церковь св. Ншана – построили Закарэ и Иванэ Закаряны в 1187 г. из чистотесанных крупных базальтовых камней. Абсида подковообразна, пристенные арки, опирающиеся на ее угловые части и кронштейны западной стены, поддерживают свод и добавленную в 1290 г. к кровле колокольню. Западная стена непосредственно примыкает к скале, в нижней части которой выстроены хачкары с ажурной орнаментировкой. В средней части стены проделан проем, посредствам которого церковь сообщалась с вырубленной в скале полукруглой в плане пещерой. Единственный, северный, вход имеет наличник со стрельчатым завершением, по обеим сторонам которого изображены во весь рост ангелы, несущие кресты. На перемычке – скульптурный портрет Христа, обрамленный снизу лавровыми листьями. Южнее церкви св. Ншана, примыкая в одном ряду друг к другу, расположены сооруженная раньше описанной однотипная церковь и часовня (1201 г.). В северной части комплекса находится притвор с полукруглой изнутри и прямоугольной снаружи абсидой, деревянное перекрытие которого не сохранилось. На разных уровнях примыкающей с запада отвесной скалы есть пещеры, укрепленные стенами, а также часовня из чистотесанного базальта.
Вторая группа памятников состоит из притвора и симметрично примыкающих к нему с двух сторон сводчатых однонефных церквей. Древнейшей из них является южная церковь, построенная в 1206 г. настоятелем монастыря Самуэлем. На перемычке восточного окна упомянуто имя мастера-архитектора Григора. Притвор представляет собой квадратное в плане строение, перекрытое сводом, опирающимся на взаимно перекрещивающиеся в диагональном направлении арки. Построен одновременно с северной церковью в середине XIII в. Вокруг расположено средневековое кладбище. Неподалеку заметны следы древнего поселения.